Почему так много профессий исчезнет из колледжей в 2020 году

Интернет бурлит острыми заголовками после интервью министра просвещения – Ольги Васильевой. Она рассказала об актуализации перечня профессий, которым обучают техникумы, колледжи и прочие сузы. К началу следующего учебного года ожидается сокращение списка учебных специальностей на более ста пунктов.

По словам министра, будут упразднены невостребованные направления среднего образования. Это естественный результат развития науки, техники и промышленности. Например, уже не требуются ткачи и сборщики электронной техники, так как их заменяют роботизированные автоматы. Поэтому на смену устаревшим специальностям приходят новые рабочие профессии, связанные с роботостроением, виртуальной реальностью, 3D-печатью, управлением сложными электронными аппаратами, которые заменяют ручной труд целого цеха работников.

Однако прежде чем в панике хвататься за голову из-за такого значительного сокращения, следует заглянуть в сам документ – «Проект актуализированных перечней профессий, специальностей и квалификаций, по которым осуществляется подготовка по образовательным программам СПО». Внимательно изучив в этом Перечне комментарии специалистов касательно предложенных изменений, мы увидим:

  1. Часть профессий действительно исчезнет. Например, специальность «Технология кинофотоматериалов и магнитных носителей» – в связи с невостребованностью на рынке труда.
  2. Некоторые профессии никуда не исчезают, упраздняют лишь их названия из-за дублирования в рамках этого же Перечня. Например, убирают специальность «Автомеханик», так как она дублирует «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», а «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» удаляют, так как дублирует «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». При этом профессия автомеханика никуда не исчезает, как об этом пишут авторы новостей, не желающие погружаться в суть вопроса.
  3. Часть специальностей не упраздняются, а просто выводятся именно из данного Перечня по причине невостребованности среди абитуриентов и отсутствия требований среднего профобразования. Но сами профессии не исчезают, их просто переводят в другую образовательную сферу – профессионального обучения. Например, машинист электровоза (на горных выработках), машинист по добыче и переработке торфа, проходчик и пр.
  4. Многие специальности из-за совпадения общепрофессиональных дисциплин объединяются в одну, поэтому, с точки зрения количества, они сокращаются, но качественно профессия никуда не исчезает. Например, «Технология хранения и переработки зерна», «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Технология сахаристых продуктов», «Технология бродильных производств и виноделие», «Технология консервов и пищеконцентратов», «Технология жиров и жирозаменителей», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» становятся одной специальностью – «Технология продуктов питания из растительного сырья».
Выберите регион